Центр коррекции развития
Я сейчас не про тех детей, у которых имеются особенности развития, связанные с реальными отклонениями и нарушениями. Это статья про тех, родителей, которые тревожатся, что их ребенок «не участвует в играх», «не активный», «медленно одевается», «ему все нужно повторять несколько раз» и т.д.
Конечно же, каждый ребенок особенный, потому что он Ваш ребенок, потому что он такой - единственный экземпляр в природе, он индивидуален. И вот это главное, что должен повторять родитель про себя, убеждая тем самым, что это не болезнь, это неплохо, это просто иначе. Здесь хочется привести пример сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Это непохожесть на других превращает реальность бедного «утенка», ой, простите, ребенка в сущий ад. В сказке красной нитью проходит мысль, что проблема не бедного дитя, а тех кур, индюков и уток, которые почему-то так воспринимают мир. Давайте не будем героями того скотского двора. К счастью, мы можем избежать упомянутых мучений у нашего малыша. Конечно, вы можете допустить сомнения, их обсуждаете со специалистом, не вмешивайте сюда членов семьи, кто-то особенно переживающий может поддержать вашу иллюзию и «заклеймить» ребенка, и начнется ад.
Прежде, чем поведете ребенка по врачам, пообщайтесь с детским психологом, с тем, кто сможет развеять или подтвердить ваши сомнения, проведет обследование малыша. Бить тревогу никогда не поздно, так пусть хотя бы будет реальный повод. В моей практике я часто встречаю уже тех родителей, которые успели травмировать свое дитя, занимаясь, как говорится, самолечением несуществующей проблемы. Если первоначально помочь надо было, например, тревожной маме, то в последнем случае помощь уже требуется всей семье, участвовавшей в инвалидизации здорового ребенка. Задумайтесь на минуточку, какие установки будет «догонять» вашего лебедя всю жизнь.
Уважаемые родители, доля здоровой тревоги должна присутствовать, прислушивайтесь к своей интуиции, изучите возрастные особенности развития, просвещайте себя в области детской психологии, а не так называемой «житейской» психологии. Если ваш малыш менее активен или одевается медленнее остальных, не надо его сравнивать, давать оценку и «клеймить», записывать в секции для повышения активности, надо его любить и принимать таким, какой он есть, ведь он действительно особенный, он Ваш. Присмотритесь к ребенку, разглядите в нем сильные стороны и помогите развивать его таланты.
Гиперактивность – болезнь или проблема воспитания?
Гиперактивность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Важные слова – активность, превышающая норму. А что есть эта норма?
Многие родители говорят о подвижности ребенка, ставя в противовес малыша, вяло копающего в песочнице. Она вносит в жизнь родителя определенный дискомфорт, ведь у нас очень мало времени, мы торопимся воспитывать. И в этом смысле активность ребенка – это угроза «быстрому» воспитанию.
Здравый смысл подсказывает, что подвижность малыша естественна, она ведет к его развитию, помогает познавать окружающий мир, к сожалению родителей, в песочнице или сидя на скамейке его не изучишь.
Приставка гипер- говорит, что ребенок ведет себя неестественным образом, что его возможности превышают его ресурсы, малыш устал, но по какой-то неведомой родителю причине он не может остановиться. Сегодня каждому пятому ребенку невролог ставит диагноз – гиперактивность. Проявлений чрезмерной активности много, а причин этой болезни еще больше, и об этом обязательно расскажут на приеме у невролога или психолога.
Самое важное, что должен знать родитель про своего действительно гиперактивного ребенка, что свое поведение малыш не может контролировать, его незрелые структуры мозга подают сигналы телу, тело запускает реакцию возбуждения, которую ребенок не может затормозить, то есть все это происходит вопреки его желанию.
И, чтобы прогнозы специалистов не сбылись, необходимо пройти коррекционные занятия у психолога, возможно медикаментозное лечение, строго соблюдать рекомендации специалистов, главные из которых – это полное отсутствие критики и наказания.
Понимание и безусловная любовь – важные элементы воспитания любого ребенка, а особенно гиперактивного. Хвалите и берегите свое дитя. Помните, что вовремя поставленный диагноз дает больше возможностей для излечения, поэтому в случае необходимости пройдите обследование у психолога или невролога.
- Логопед/дефектолог
- Интерактивное развитие
- Проектное конструирование
- Адаптивная физкультура
- Особенное творчество
- Игровая социальная адаптация